Федеральный закон от 29.06.2015 № 188-ФЗ или переходим на российское ПО

Обсуждение общих подходов к проектированию, разработке и пуско-наладке АСУ ТП.
Аватара пользователя
alex
Администратор
Сообщений в теме: 4
Сообщения: 1767
Зарегистрирован: 05 апр 2010, 21:58
Откуда: Москва
Благодарил (а): 52 раза
Поблагодарили: 107 раз
Контактная информация:

Федеральный закон от 29.06.2015 № 188-ФЗ или переходим на российское ПО

#1

Сообщение alex » 03 июл 2015, 16:27

С 1 января 2016 года вступает в силу
Федеральный закон от 29.06.2015 № 188-ФЗ
Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь или войдите под своим логином.
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Федеральный закон от 29.06.2015 № 188-ФЗ
Принят
Государственной Думой
19 июня 2015 года

Одобрен
Советом Федерации
24 июня 2015 года

Статья 1

Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, 4243; N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84) дополнить статьей 12.1 следующего содержания:

"Статья 12.1. Особенности государственного регулирования в сфере использования российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных

1. В целях расширения использования российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, подтверждения их происхождения из Российской Федерации, а также в целях оказания правообладателям программ для электронных вычислительных машин или баз данных мер государственной поддержки создается единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения).
2. Правила формирования и ведения реестра российского программного обеспечения, состав сведений, включаемых в реестр российского программного обеспечения, в том числе об основаниях возникновения исключительного права у правообладателя (правообладателей), условия включения таких сведений в реестр российского программного обеспечения и исключения их из реестра российского программного обеспечения, порядок предоставления сведений, включаемых в реестр российского программного обеспечения, порядок принятия решения о включении таких сведений в реестр российского программного обеспечения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в порядке и в соответствии с критериями, которые определяются Правительством Российской Федерации, может привлечь к формированию и ведению реестра российского программного обеспечения оператора реестра российского программного обеспечения - организацию, зарегистрированную на территории Российской Федерации.
4. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает классификатор программ для электронных вычислительных машин и баз данных в целях ведения реестра российского программного обеспечения.
5. В реестр российского программного обеспечения включаются сведения о программах для электронных вычислительных машин и базах данных, которые соответствуют следующим требованиям:
1) исключительное право на программу для электронных вычислительных машин или базу данных на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права принадлежит одному либо нескольким из следующих лиц (правообладателей):
а) Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию;
б) российской некоммерческой организации, высший орган управления которой формируется прямо и (или) косвенно Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и (или) гражданами Российской Федерации и решения которой иностранное лицо не имеет возможности определять в силу особенностей отношений между таким иностранным лицом и российской некоммерческой организацией;
в) российской коммерческой организации, в которой суммарная доля прямого и (или) косвенного участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, российских некоммерческих организаций, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, граждан Российской Федерации составляет более пятидесяти процентов;
г) гражданину Российской Федерации;
2) программа для электронных вычислительных машин или база данных правомерно введена в гражданский оборот на территории Российской Федерации, экземпляры программы для электронных вычислительных машин или базы данных либо права использования программы для электронных вычислительных машин или базы данных свободно реализуются на всей территории Российской Федерации;
3) общая сумма выплат по лицензионным и иным договорам, предусматривающим предоставление прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, выполнение работ, оказание услуг в связи с разработкой, адаптацией и модификацией программы для электронных вычислительных машин или базы данных и для разработки, адаптации и модификации программы для электронных вычислительных машин или базы данных, в пользу иностранных юридических лиц и (или) физических лиц, контролируемых ими российских коммерческих организаций и (или) российских некоммерческих организаций, агентов, представителей иностранных лиц и контролируемых ими российских коммерческих организаций и (или) российских некоммерческих организаций составляет менее тридцати процентов от выручки правообладателя (правообладателей) программы для электронных вычислительных машин или базы данных от реализации программы для электронных вычислительных машин или базы данных, включая предоставление прав использования, независимо от вида договора за календарный год;
4) сведения о программе для электронных вычислительных машин или базе данных не составляют государственную тайну, и программа для электронных вычислительных машин или база данных не содержит сведений, составляющих государственную тайну.
6. Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения.
7. Программы для электронных вычислительных машин и базы данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, признаются происходящими из Российской Федерации.
8. Для целей настоящей статьи доля участия одной организации в другой организации или гражданина Российской Федерации в организации определяется в соответствии с порядком, установленным главой 14.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
9. Для целей настоящей статьи контролируемой иностранным лицом российской коммерческой организацией или российской некоммерческой организацией признается организация, решения которой иностранное лицо имеет возможность определять в силу преобладающего прямого и (или) косвенного участия в этой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между иностранным лицом и этой организацией и (или) иными лицами.
10. Решение об отказе во включении в реестр российского программного обеспечения программ для электронных вычислительных машин или баз данных может быть обжаловано правообладателем программы для электронных вычислительных машин или базы данных в суд в течение трех месяцев со дня получения такого решения.".

Статья 2

Часть 3 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652) изложить в следующей редакции:
"3. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.".

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
29 июня 2015 года
N 188-ФЗ

Как видно из текста использование программного обеспечения иностранного производства на государственных и муниципальных предприятиях будет запрещено. Т.е. переходим на отечественное ПО!? Что делать? Кто-что думает об этом?



Ryzhij
Сообщений в теме: 4
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 23 фев 2015, 20:22
Благодарил (а): 1 раз

Re: Федеральный закон от 29.06.2015 № 188-ФЗ или переходим на российское ПО

#2

Сообщение Ryzhij » 08 июл 2015, 23:04

Расслабьтесь - софт сам по себе не работает, ему хард нужен.
Нет железа - нет программ.
Какое железо - такие и программы.
Или есть уже аппаратные платформы, способные полностью вытеснить весь импорт из сегмента АСУТП?!
Не смешите мои тапки...



Аватара пользователя
alex
Администратор
Сообщений в теме: 4
Сообщения: 1767
Зарегистрирован: 05 апр 2010, 21:58
Откуда: Москва
Благодарил (а): 52 раза
Поблагодарили: 107 раз
Контактная информация:

Re: Федеральный закон от 29.06.2015 № 188-ФЗ или переходим на российское ПО

#3

Сообщение alex » 09 июл 2015, 08:08

Не все так радужно в действительности, уже некоторые отечественные производители договариваются или можно сказать уже почти договорились использовать их железо и софт в достаточно известных предприятиях с гос. участием (имена по понятным причинам называть не будут). Это уже прецедент. Конечно резко все не произойдет, но процессы запущены. Ну и использовать отечественный софт с "чужим" железом тоже можно, хоть не так эффективно как с "родным".



Ryzhij
Сообщений в теме: 4
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 23 фев 2015, 20:22
Благодарил (а): 1 раз

Re: Федеральный закон от 29.06.2015 № 188-ФЗ или переходим на российское ПО

#4

Сообщение Ryzhij » 10 июл 2015, 20:29

Да тут как с "озоновой дырой" или с "проблемой 2kY" - есть повод пошуметь и под шумок распилить.
И всё.
Никто себе не враг - резких телодвижений не будет и быть не может.



Ryzhij
Сообщений в теме: 4
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 23 фев 2015, 20:22
Благодарил (а): 1 раз

Re: Федеральный закон от 29.06.2015 № 188-ФЗ или переходим на российское ПО

#5

Сообщение Ryzhij » 10 июл 2015, 20:34

alex писал(а):Ну и использовать отечественный софт с "чужим" железом тоже можно, хоть не так эффективно как с "родным".
Возьмите системы на RockwellAutomation, Honeywell или Yokogawa и валяйте, модернизируйте и сопровождайте их на отечественном софте, ну а я пока запасусь попкорном...



Аватара пользователя
alex
Администратор
Сообщений в теме: 4
Сообщения: 1767
Зарегистрирован: 05 апр 2010, 21:58
Откуда: Москва
Благодарил (а): 52 раза
Поблагодарили: 107 раз
Контактная информация:

Re: Федеральный закон от 29.06.2015 № 188-ФЗ или переходим на российское ПО

#6

Сообщение alex » 13 июл 2015, 12:45

:) В этом отношении согласен, модернизация уже работающих систем может быть неразумной на наши софт и железо, но вот в новых проектах...



Ryzhij
Сообщений в теме: 4
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 23 фев 2015, 20:22
Благодарил (а): 1 раз

Re: Федеральный закон от 29.06.2015 № 188-ФЗ или переходим на российское ПО

#7

Сообщение Ryzhij » 15 июл 2015, 19:28

А для новых проектов нет отечественного железа с близкой к вышеуказанным примерам функциональностью.
Нет железа - нет софта. Круг замкнулся.



Аватара пользователя
alex
Администратор
Сообщений в теме: 4
Сообщения: 1767
Зарегистрирован: 05 апр 2010, 21:58
Откуда: Москва
Благодарил (а): 52 раза
Поблагодарили: 107 раз
Контактная информация:

Re: Федеральный закон от 29.06.2015 № 188-ФЗ или переходим на российское ПО

#8

Сообщение alex » 15 июл 2015, 19:36

:D Не совсем согласен, уже "нагибают" по серьезному, приходится "чертыхаются", но делают на отечественном старом софте, вот такое импортозамещение и это еще пока закон не вступил в силу. Здесь я говорю, если что, не про себя, а по текущему опыту других.




Если эта тема может быть полезна другим, поделитесь ссылкой:

Вернуться в «Общие подходы создания АСУ ТП»